Имена прилагательные в сказке о рыбаке и рыбке 4 класс проект канакина

ПРОЕКТ

по русскому языку

на тему:

« Имена прилагательные

в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина»

Выполнила: ученица 4 «В» класса

Матвеева Ксения

Тарко-Сале

2019

Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

Цель:Усвоить знания  об имени прилагательном на примере произведения  А.С.Пушкина «Сказка о  рыбаке и рыбке».Найти имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке». Определить имена прилагательные, к которым можно подобрать синонимы, антонимы и слова переносного значения

Задача:Закрепить и обобщить знания об имени прилагательном. Сделать выводы.

Задание 1:Прочитать сказку еще раз. Назвать имена существительные, которые употреблены в сказке вместе с именами прилагательными.

Ветхая, новое, вольная, ласковое, золотая, дорогой,царские, синее, заморские, чёрная.

Задание 2: Подобрать к каждому имени существительному подходящее по смыслу имя прилагательное из сказки

Синее море, ветхая землянка, разбитое корыто, морская трава, золотая рыбка, ласковое слово, человечий голос, великое чудо, новое корыто, сварливая баба, кирпичная, белёная труба, дубовые, тесовые вороты, чёрная крестьянка, столбовая дворянка, дорогая соболья душегрейка, парчовая кичка, золотые перстни, красные сапожки, усердные слуги, вольная царица, целое царство, печатный пряник, заморские вины, грозная стража, старый невежа, царские палаты, морская владычица, чёрная буря, сердитые волны.

Задание 3: Какие имена прилагательные употреблены в переносном значении? К каким именам прилагательным можно подобрать синонимы или антонимы?

Синонимы:

Ветхая землянка – старая землянка;

Ласковое слово – нежное, доброе слово;

Красные сапожки – алые сапожки;

Усердные слуги – преданные, старательные;

Грозная стража – суровая, свирепая, безжалостная.

Антонимы:

Ветхая землянка – новая;

Ласковое слово – грубое;

Великое чудо – незначительное;

Старый невежа – молодой;

Сердитые волны – добрые, приветливые.

Задание 4:Объяснить значение устаревших словосочетаний.

Заморские вина – иностранные, чужеземные.

Парчовая кичка на маковке – старинный женский головной убор из парчи на голове.

Печатный пряник – мучное кондитерское изделие, выпекаемое из специального пряничного теста, изготавливается с помощью пряничной доски.

Тесовые вороты – ворота из тонких досок древесины хвойных пород.

Чёрная крестьянка –крестьянка, проживавшая на свободных от помещика землях.

Выводы:Александр Сергеевич Пушкин употребил в сказке много старинных слов, именно такие прилагательные, чтобы приблизить свою авторскую сказку к народной. Кроме того, автор хотел более красочно описать жизнь героев того времени, их характер. Прилагательные делают нашу речь красивой, выразительной, более точной.Без них невозможно создать законченный образ предмета, а описание станет серым и скучным. Редко встретишь предложение, в котором бы не упоминалось прилагательное. Эта часть речи неотделима от другой самостоятельной части речи – имени существительного.

Проект

по русскому языку

Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке
и рыбке» А.С.Пушкина.

Выполнила: ученица 4 класса

МКОУ «Енапаевская СОШ»

Маннапова Ландыш

Цель проекта: 

1. Усвоить
знания об имени прилагательном на примере произведения  А.С.Пушкина
«Сказка о  рыбаке и рыбке»

Задачи:

1. Найти
имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке»; 

2. Определить
имена прилагательные, к которым можно подобрать синонимы, антонимы и слова
переносного значения; 

3. Сделать
выводы.

Имя прилагательное – это самостоятельная
часть речи, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопросы КАКОЙ?
КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

Имена прилагательные изменяются по родам (в
единственном числе), числам, падежам.

 Синее,
ветхая, разбитое, морская, золотая, человеческий,
ласковое, великое, новое, сварливая, кирпичная,
белёная, дубовые.

Имена прилагательные с существительными
(словосочетание)

 Синее
море, ветхая землянка, разбитое корыто, морская трава, золотая рыбка, ласковое
слово, человечий голос, великое чудо, новое корыто, сварливая баба; кирпичная,
белёная труба; дубовые, тесовые вороты, чёрная крестьянка, столбовая дворянка,
дорогая соболья душегрейка, парчовая кичка, золотые перстни, красные сапожки,
усердные слуги, вольная царица, целое царство, печатный пряник, заморские вины,
грозная стража, старый невежа, царские палаты, морская владычица, чёрная буря,
сердитые волны.

Синонимы

Ветхая землянка
— старая, дряхлая,
 золотая рыбка — драгоценная, прекрасная, ласковое
слово- доброе слово, человеческий голос- людской, сварливая,
проклятая баба -жадная, скупая, беленая труба- беленная, соболья
душегрейка – соболиная, золотые перстни-дорогие, драгоценные.

Антонимы

Ветхая землянка
– новая землянка, разбитое корыто – новое корыто, ласковое слово – грубое
слово, великое чудо – малое чудо, черная крестьянка – белая крестьянка, черная
буря – белая буря, старый невежа – молодой невежа, сердитые волны – добрые
волны, красные сапожки – алые, пунцовые, усердные слуги –очень старательные, целое
царство –большое, ценное, царские палаты –королевские, заморские вины –
зарубежные, иностранные, грозная стража – жестокая, суровая, владычица морская
–царствующая
 ,правящая.

Имена прилагательные в переносном значении

Сердитые
(волны) – очень высокие волны
, золотая (рыбка) – рыбка покрытая золотистой
чешуёй, чёрная (буря) – сильный ветер и высокие волны на море, (пряник)
печатный – пряник с оттиснутым рисунком или буквами, чёрная крестьянка – бедная
крестьянка,прямой простофиля – доверчивый, несообразительный

Устаревшие имена существительные 

Ветхая землянка, владычица ,душегрейка, заморский, землянка,
корыто, парчовая кичка на маковке, печатный пряник, столбовая
дворянка, тесовые вороты, черная крестьянка.

Почему А.С. Пушкин употребил в сказке много
старинных слов?

 Александр Сергеевич Пушкин употребил в
сказке много старинных слов, а имена прилагательные, чтобы приблизить свою
авторскую сказку к народной. Кроме того, автор хотел более красочно описать
жизнь героев того времени, их характер (характер старухи и старика, гнев рыбки
и т.д.)

Какова роль прилагательных в речи?

Прилагательные делают нашу речь красивой, выразительной, более
точной.

ВЫВОД

Выполняя
данный проект, мы заметили, что особую красоту ей придают прилагательные,
которые были использованы автором. Прилагательные в предложении играют очень
большую роль. Без них невозможно создать законченный образ предмета, а описание
станет серым и скучным. Редко встретишь предложение, в котором бы не
упоминалось прилагательное. Эта часть речи неотделима от другой самостоятельной
части речи – имени существительного.

Наши проекты. Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина

  • Прочитайте сказку. Какие имена прилагательные использовал А. С. Пушкин в «Сказке о рыбаке и рыбке»? Какие имена прилагательные в ней чаще встречаются? Почему?

Великий русский поэт А.С. Пушкин особенно строго относился к выбору слов в своих произведениях, в том числе и имён прилагательных. Именно поэтому его произведения считаются классическими и люди читают их по сей день.

1. Прочитайте сказку ещё раз. А теперь назовите  имена существительные, которые употреблены в сказке вместе с именами прилагательными. Возможно, к одному имени существительному вы найдёте несколько имён прилагательных.

Наши проекты. Имена прилагательные в Сказке о рыбаке и рыбке Пушкина 4 класс

Кирпичная, белёная труба; дубовые, тесовые воро́ты; дорогая соболья душегрейка. 

2. Подберите к каждому имени существительному подходящее по смыслу имя прилагательное из сказки. Запишите составленные словосочетания.

Синее море, ветхая землянка, разбитое корыто, морская трава, золотая рыбка, ласковое слово, человечий голос, великое чудо, новое корыто, сварливая баба, кирпичная, белёная труба, дубовые, тесовые воро́ты, чёрная крестьянка, столбовая дворянка, дорогая соболья душегрейка, парчева́я кичка, золотые перстни, красные сапожки, усердные слуги, вольная царица, целое царство, печатный пряник,  заморские вины, грозная стража, старый невежа, царские палаты, морская владычица, чёрная буря, сердитые волны.

  • С какой целью автор употребил именно такие имена прилагательные?

Автор с помощью прилагательных красочно описывает жизнь героев сказки, их характер, точно предаёт настроение и чувства.

  • Какие имена прилагательные употреблены в переносном значении? К каким именам прилагательным можно подобрать синонимы и антонимы?

Имена прилагательные, употреблённые в переносном значении:
Золотая (рыбка) – покрытая золотой чешуёй.
Сердитые (волны) – большие, высокие.
Чёрная (крестьянка) – бедная.
Печатный пряник – с отпечатанным рисунком.
Чёрная (буря) – сильный ветер и высокие волны на море.

Синонимы к именам прилагательным:

Ветхая (землянка) – старая.
Дорогой (откуп) – большой.
Ласковое (слово) – доброе.
Великое (чудо) – большое.
Грозная (стража) — зловещая.

Антонимы к именам прилагательным:

Дорогой (откуп) – дешёвый.
Ласковое (слово) – недоброе.
Великое (чудо) – маленькое.
Новое (корыто) — старое.

  • Подчеркните устаревшие слова – имена существительные, а также устаревшие формы множественного числа имён прилагательных.

Устаревшие формы множественного числа имён существительных:

Жемчуги – драгоценности (жемчуг).
Палаты — жилые сооружения.
Вины – вино.
Вороты – ворота.
На посылках – на службе.
Очи – глаза

Устаревшие слова:

Чупрун – чуб, хохол.
Кичка – старинный женский головной убор.
Душегрейка – тёплая короткая кофта без рукавов, со сборками сзади.
Светёлка – светлая комната, отделённая сенями от кухни.
Старче – старичок.

Ответы по русскому языку. 4 класс. Учебник. Часть 2. Канакина В. П., Горецкий В. Г.

Ответы по русскому языку. 4 класс

Проект  по русскому языку на тему:     Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина.

Проект по русскому языку на тему:

Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина.

Цель проекта:  .  1.Определить какие имена прилагательные автор употребляет в сказке;   2.Определить имена прилагательные, употребленные в переносном  значение;   3.Определить имена прилагательные, к которым можно подобрать  синонимы и антонимы.  

Цель проекта: .

1.Определить какие имена прилагательные автор употребляет в сказке;

2.Определить имена прилагательные, употребленные в переносном значение;

3.Определить имена прилагательные, к которым можно подобрать синонимы и антонимы.

 В 1830­е годы Пушкин начинает писать сказки для детей :  «Сказку о рыбаке рыбке» (1833), «Сказку о золотом петушке» (1834),  «Сказку о царе Салтане…» (1831) и др.  За сказочными образами, за волшебными сюжетами, за происходящими чудесами и  преображениями героев прочитываются и более глубокие проблемы и темы.   Сюжет «Сказки о рыбаке и рыбке» взят из сборника сказок братьев Гримм. Пушкин легко и свободно заменил западноевропейский колорит народным русским.   « Сказка о рыбаке и рыбке » впервые напечатана в 1835  году в журнале «Библиотека для чтения».  — написана 14 октября 1833 года.

В 1830­е годы Пушкин начинает писать

сказки для детей :  «Сказку о рыбаке рыбке»

(1833), «Сказку о золотом петушке» (1834),

«Сказку о царе Салтане…» (1831) и др.

За сказочными образами, за волшебными

сюжетами, за происходящими чудесами и  преображениями героев прочитываются и более глубокие проблемы и темы.  Сюжет «Сказки о рыбаке и рыбке» взят из сборника сказок братьев Гримм. Пушкин легко и свободно заменил западноевропейский колорит народным русским. 

« Сказка о рыбаке и рыбке » впервые напечатана в 1835

году в журнале «Библиотека для чтения». 

— написана 14 октября 1833 года.

  Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

 Задание 1 .   Прочитайте сказку. Какие имена прилагательные использовал А.С.Пушкин в «Сказке о рыбаке и рыбке». Выпиши имена прилагательные, которые употребляются чаще всего. ветхая новое чёрная вольная ласковое заморские синее царские золотая дорогой  Назовите имена существительные, которые употреблены в сказке вместе с этими именами прилагательными?

Задание 1 .

Прочитайте сказку. Какие имена прилагательные использовал А.С.Пушкин в «Сказке о рыбаке и рыбке».

  • Выпиши имена прилагательные, которые употребляются чаще всего.

ветхая новое чёрная

вольная ласковое заморские синее царские золотая дорогой

  • Назовите имена существительные, которые употреблены в сказке вместе с этими именами прилагательными?

 Задание 2 .

Задание 2 .

Синее море , ... землянка , ... корыто, … трава , … рыбка , …слово , … голос ,  … чудо , …корыто , … баба ; … , … труба ; … , … вороты , … крестьянка , … дворянка , ....душегрейка , … кичка , … перстни , … сапожки , … слуги , … царица , … царство , … пряник , … вины , … стража , … невежа ,  … палаты , … владычица , … буря ,  … волны.

Синее море , … землянка , … корыто,

… трава , … рыбка , …слово , … голос ,

… чудо , …корыто , … баба ;, … труба ;, … вороты , … крестьянка ,

… дворянка , ….душегрейка , … кичка , … перстни , … сапожки , … слуги ,

… царица , … царство , … пряник ,

… вины , … стража , … невежа ,

… палаты , … владычица , … буря ,

… волны.

Проверка Синее море, ветхая землянка,  разбитое корыто, морская трава, золотая рыбка, ласковое слово, человечий голос, великое чудо, новое корыто, сварливая баба; кирпичная , белёная труба; дубовые , тесовые вороты, чёрная крестьянка, столбовая дворянка, дорогая  соболья душегрейка, парчовая кичка, золотые перстни, красные сапожки, усердные слуги, вольная царица, целое царство, печатный пряник, заморские вины, грозная стража, старый невежа, царские палаты, морская владычица, чёрная буря, сердитые волны.

Проверка

Синее море, ветхая землянка,

разбитое корыто, морская трава, золотая рыбка, ласковое слово, человечий голос, великое чудо, новое корыто, сварливая баба; кирпичная , белёная труба; дубовые , тесовые вороты, чёрная крестьянка, столбовая дворянка, дорогая соболья душегрейка, парчовая кичка, золотые перстни, красные сапожки, усердные слуги, вольная царица, целое царство, печатный пряник, заморские вины, грозная стража, старый невежа, царские палаты, морская владычица, чёрная буря, сердитые волны.

Задание 3 . К именам прилагательным подберите синонимы?  Ветхая землянка -…….  Золотая рыбка - ………………..  Ласковое слово- ……………….  Человеческий голос- ………..  Сварливая, проклятая баба -…………..  Беленая труба- ………………  Соболья душегрейка- ……………..  Золотые перстни-……………..

Задание 3 .

  • К именам прилагательным подберите синонимы?

Ветхая землянка -……. Золотая рыбка — ……………….. Ласковое слово- ………………. Человеческий голос- ……….. Сварливая, проклятая баба -………….. Беленая труба- ……………… Соболья душегрейка- …………….. Золотые перстни-……………..

Проверка Ветхая землянка - старая, дряхлая  Золотая рыбка - драгоценная, прекрасная  Ласковое слово- доброе слово  Человеческий голос- людской  Сварливая, проклятая баба - жадная, скупая  Беленая труба- беленная  Соболья душегрейка- соболиная  Золотые перстни- дорогие, драгоценные

Проверка

Ветхая землянка — старая, дряхлая Золотая рыбка — драгоценная, прекрасная Ласковое слово- доброе слово Человеческий голос- людской Сварливая, проклятая баба — жадная, скупая Беленая труба- беленная Соболья душегрейка- соболиная Золотые перстни- дорогие, драгоценные

Задание 4 . К именам прилагательным подберите антонимы? Ветхая землянка -…. землянка Разбитое корыто-… корыто Ласковое слово- … слово Великое чудо-… чудо Черная крестьянка -…. крестьянка Черная буря- ….буря Старый невежа- …. невежа Сердитые волны- …. волны

Задание 4 .

  • К именам прилагательным подберите антонимы?

Ветхая землянка -…. землянка

Разбитое корыто-… корыто

Ласковое слово- … слово

Великое чудо-… чудо

Черная крестьянка -…. крестьянка

Черная буря- ….буря

Старый невежа- …. невежа

Сердитые волны- …. волны

Проверка Ветхая землянка - старая землянка Разбитое корыто- новое корыто Ласковое слово- грубое слово Великое чудо- малое чудо Черная крестьянка - белая крестьянка Черная буря- белая буря Старый невежа- молодой невежа Сердитые волны- добрые волны

Проверка

Ветхая землянка — старая землянка

Разбитое корыто- новое корыто

Ласковое слово- грубое слово

Великое чудо- малое чудо

Черная крестьянка — белая крестьянка

Черная буря- белая буря

Старый невежа- молодой невежа

Сердитые волны- добрые волны

Имена прилагательные в переносном значении Сердитые (волны) – ……….. Золотая (рыбка) – …….. Чёрная (буря) – ………..  (Пряник) печатный – ……… Чёрная крестьянка – ………… Прямой простофиля – …………

Имена прилагательные в переносном значении

Сердитые (волны) – ………..

Золотая (рыбка) – ……..

Чёрная (буря) – ………..

(Пряник) печатный – ………

Чёрная крестьянка – …………

Прямой простофиля – …………

Проверка Сердитые (волны) – очень высокие волны Золотая (рыбка) – рыбка покрытая золотистой чешуёй Чёрная (буря) – сильный ветер и высокие волны на море (Пряник) печатный – пряник с оттиснутым рисунком или буквами Чёрная крестьянка – бедная крестьянка Прямой простофиля – доверчивый, несообразительный

Проверка

Сердитые (волны) – очень высокие волны

Золотая (рыбка) – рыбка покрытая золотистой чешуёй

Чёрная (буря) – сильный ветер и высокие волны на море

(Пряник) печатный – пряник с оттиснутым рисунком или буквами

Чёрная крестьянка – бедная крестьянка

Прямой простофиля – доверчивый, несообразительный

 Устаревшие имена  существительные  Ветхая землянка  Владычица  Душегрейка  Заморский  Землянка  Корыто  Парчовая кичка на маковке  Печатный пряник  Столбовая дворянка  Тесовые вороты  Черная крестьянка

Устаревшие имена существительные Ветхая землянка Владычица Душегрейка Заморский Землянка Корыто Парчовая кичка на маковке Печатный пряник Столбовая дворянка Тесовые вороты Черная крестьянка

Значение устаревших словосочетаний . Ветхая землянка  – разрушающаяся, пришедшая в негодность Владычица  – повелительница Душегрейка-  старинная женская одежда в виде короткой женской кофты без рукавов Заморский-  привезенный из-за моря, заграницы   Землянка-  жилье, вырытое в земле Корыто-  большой продолговатый открытый сосуд для стирки белья и других хозяйственных нужд. Ранее делался из расколотого пополам и выдолбленного бревна

Значение устаревших словосочетаний .

Ветхая землянка  – разрушающаяся, пришедшая в негодность

Владычица  – повелительница

Душегрейка-  старинная женская одежда в виде короткой женской кофты без рукавов

Заморский-  привезенный из-за моря, заграницы

Землянка-  жилье, вырытое в земле

Корыто-  большой продолговатый открытый сосуд для стирки белья и других хозяйственных нужд. Ранее делался из расколотого пополам и выдолбленного бревна

Парчовая кичка на маковке – старинный женский головной убор из парчи на голове Печатный пряник-  пряник с выдавленными узорами, знаками Столбовая дворянка-  потомственная дворянка Тесовые вороты -  ворота, сделанные из тонких обработанных досок Черная крестьянка-  простая непривилегированная крестьянка

Парчовая кичка на маковке – старинный женский головной убор из парчи на голове

Печатный пряник-  пряник с выдавленными узорами, знаками

Столбовая дворянка-  потомственная дворянка

Тесовые вороты  ворота, сделанные из тонких обработанных досок

Черная крестьянка-  простая непривилегированная крестьянка

Подумай  Почему А.С. Пушкин употребил в сказке много старинных слов?      Ответ:  Александр Сергеевич Пушкин употребил в сказке много старинных слов, именно такие прилагательные, чтобы приблизить свою авторскую сказку к народной. Кроме того, автор хотел более красочно описать жизнь героев того времени, их характер ( характер старухи и старика, гнев рыбки и т.д.)

Подумай Почему А.С. Пушкин употребил в сказке много старинных слов?

Ответ: Александр Сергеевич Пушкин употребил в сказке много старинных слов, именно такие прилагательные, чтобы приблизить свою авторскую сказку к народной. Кроме того, автор хотел более красочно описать жизнь героев того времени, их характер ( характер старухи и старика, гнев рыбки и т.д.)

Какова  роль прилагательных в речи?

Какова роль прилагательных в речи?

 ВЫВОД :    Мы заметили, что особую красоту придают прилагательные, которые были использованы автором. Прилагательные в предложении играют очень большую роль. Без них невозможно создать законченный образ предмета, а описание станет серым и скучным. Редко встретишь предложение, в котором бы не упоминалось прилагательное. Эта часть речи неотделима от другой самостоятельной части речи – имени существительного.

ВЫВОД :

Мы заметили, что особую красоту придают прилагательные, которые были использованы автором. Прилагательные в предложении играют очень большую роль. Без них невозможно создать законченный образ предмета, а описание станет серым и скучным. Редко встретишь предложение, в котором бы не упоминалось прилагательное. Эта часть речи неотделима от другой самостоятельной части речи – имени существительного.

Здравствуйте друзья!

ШколаЛа желает вам отличного настроения, прекрасного самочувствия и предлагает окунуться детскую классическую литературу.

Сегодня будем делать проект Имена прилагательные в Сказке о рыбаке и рыбке. Рассмотрим это известнейшее произведение нашего любимого классика со всех сторон и постараемся выполнить все задания, предложенные составителями учебника по русскому языку программы Школа России.

План урока:

  • 1 Задания из учебника
  • 2 Читаем сказку
  • 3 Ищем прилагательные
  • 4 Ищем имена существительные
  • 5 Слова в переносном значении
  • 6 Подбираем антонимы и синонимы
  • 7 Устаревшие слова
  • 8 Наши выводы
  • 9 Оформление проекта
  • 10 Презентация

Задания из учебника

Вот страничка с описанием проекта из учебника.

Заданий, скажем прямо, много.

  1. В первую очередь детям конечно же предлагается внимательно прочитать сказу.
  2. При чтении обратить внимание на то, какие именно прилагательные использовал А.С. Пушкин в своем произведении.
  3. Выяснить, какие именно прилагательные встречаются в истории про бедного рыбака и волшебную рыбку чаще остальных и почему.
  4. Предлагается обратить внимание также и на имена существительные, которые составляют словесные пары к исследованным уже прилагательным.
  5. Нужно составить словосочетания из данных имен существительных и подходящих по смыслу имен прилагательных из сказки.
  6. Найти прилагательные, которые автор использовал в переносном значении.
  7. Подобрать к словам-признакам антонимы и синонимы.
  8. Найти в тексте устаревшие имена существительные.
  9. Проиллюстрировать одно из словосочетаний, но это уже по желанию.

Думаю, после выполнения всех заданий этой проектной работы, ученики 4 класса, сами того не замечая, выучат наизусть как минимум половину сказки о рыбаке и рыбке. И это здорово!

Ну а мы пойдем по списку.

Читаем сказку

Сказка не такая уж и большая, попробуем разместить её прямо здесь, на картинках ниже.

Прочитали? Едем дальше.

Ищем прилагательные

Та же сказка с уже выделенными искомыми словами.

Мы тут посчитали и вот что у нас получилось.

Итог: самое часто встречающееся в тексте прилагательное – «золотая», на втором месте «синее», все остальные капитально отстают от лидеров.

А почему именно «золотая» и «синее» лидируют? Здесь все просто. Золотая рыбка, наряду со стариком, главная героиня сказочной истории. Она часто появляется, часто упоминается. Живет рыбка в море и рыбак рыбачит в море. То есть, два главных героя связаны с морем самой жизнью.

Поэтому море является основным фоном сказки. И чаще всего море было синее, ну пока рыбка совсем не расстроилась к концу истории, тогда оно названо глубоким.

Ответ на вопрос «почему?» мы дали. Двигаемся дальше.

Ищем имена существительные

К каждому прилагательному прилагается свое существительное, вместе они составляют пару или словосочетание.

Сказочные существительные представлены ниже в списке на картинке.

В сказке некоторые существительные употребляются не с одним, а с двумя прилагательными. Ниже представлены сказочные словосочетания.

Слова в переносном значении

Что значит переносное значение? Это когда автор говорит одно, а подразумевает немного другое. Такие переносные выражения позволяют украсить речь, сделать ее более яркой и живой.

Примерами прилагательных в переносном значении из рассматриваемой сказки являются:

Говоря, что волны сердитые, Пушкин не имел в виду, что у волн появился жесткий взгляд, сдвинутые брови и сжатые губы. Он имел в виду, что волны были огромные, страшные, такие, к которым лучше близко не подходить, а то в море смоют, не выберешься. Такие волны, которые еще и шумят сильно и жутко.

Говоря о том, что рыбка золотая, писатель не имел в виду, что рыбка была сделана из чистого золота, ведь тогда бы она вряд ли смогла со дна морского на поверхность выплыть. Золотая она потому, что цвет ее чешуи имел ярко выраженный золотистый оттенок. Чешуя сияла на солнышке, как чистое золото.

То, что буря названа чёрной, не значит, что она была именно такого цвета. Скорее всего имеется в виду страшный шторм, с уже известными нам суровыми волнами, сильнейшим ветром, густыми тучами. Страшная буря, опасная.

Крестьянка тоже названа черной. Но это не значит, что она была афроамериканкой. Здесь имеется в виду бедная крестьянка из самого низшего сословия.

Печатный пряник – это не в смысле, что он был изготовлен на печатном станке подобно газете. Это самый обычный пряник из теста, который испекли в печке, но на нем есть оттиснутый рисунок или буковки.

Назвав в одной из строк деда прямым простофилей, Пушкин не имел в виду, что дед стоял прямо-прямо, вытянувшись по струночке как солдатик.

Слово «прямой» в данном случае имеет значение «настоящий». То есть, настоящий, стопроцентный простофиля, в чем нет никакого сомнения.

Подбираем антонимы и синонимы

Начнем с антонимов. Давайте вспомним, что это такое.

Мы подобрали антонимы к восьми именам прилагательным из сказки.

Вспомним определение синонимов.

И вот вам шесть примеров синонимов к словам из сказки.

Устаревшие слова

Обратите внимание, нужно найти устаревшие существительные, а не прилагательные.

На картинке ниже, те, которые Пушкин использовал в единственном числе.

И есть еще парочка устаревших форм множественного числа имен существительных.

Наши выводы

Без выводов в проекте никуда. При защите проекта в классе, выводом нужно закончить свое повествование.

В результате нашего литературного исследования мы пришли к следующим выводам.

Имена прилагательные, которые Александр Сергеевич Пушкин использовал в «Сказке о рыбаке и рыбке», придают ей особую красоту, наполняют её жизнью. Особенно ярко это можно ощутить, если попробовать прочитать сказку, пропуская прилагательные.

Используя слова в переносном значении, автор добавил в произведение еще больше красок, с их помощью он сумел оживить неодушевленное, например, волны.

Если вспомнить, что в октябре 2022 года сказке исполняется 189 лет, то наличие в ней устаревших слов объяснимо. Ведь для автора они таковыми не являлись. Но даже сейчас эти устаревшие слова не мешают прекрасно понимать смысл сказки даже самым маленьким читателям.

В общем-то, это все по данной проектной работе. Хотя не совсем. Иллюстрацию к словосочетанию «золотая рыбка» мы тоже нарисовали, её вы увидите ниже, в нашем планшете.

Оформление проекта

Как вы уже поняли, наш проект мы оформили в виде симпатичного планшета. Сейчас покажем.

Вот так выглядит готовый планшет, если смотреть на него спереди.

Вот так – если смотреть сзади.

Подробнее про переднюю сторону планшета.

В уголке расположен титульный блок, содержащий сведения о названии и авторе работы.

Под ним у нас живет блокнот. В нём сказка Пушкина в полном объеме, с уже выделенными в тексте прилагательными. Что доказывает, что произведение прочитано, осмыслено и разобрано.

Всю левую сторону передней стороны планшета занимает диаграмма. В этой диаграмме присутствуют все прилагательные, которые нам удалось отыскать в тексте и наглядно показано, какие из них встречаются в сказочной истории чаще других.

Переходим на заднюю сторону.

Она более интерактивна, чем передняя. Здесь элементы «живые», что-то открывается, что-то переворачивается, что-то достается и складывается. «Живое» все, кроме иллюстрации к словосочетанию.

Вот она.

Кроме «золотой рыбки» легко поддаются иллюстрированию такие сказочные словосочетания как: «красные сапожки», «новое (или разбитое) корыто», «золотые перстни», «дубовые вороты», «сердитые волны», «синее море», «высокий терем», «печатный пряник».

Под иллюстрацией находится элемент перевертыш, на нем с одной стороны мы разместили слова-антонимы.

А с другой слова синонимы.

Еще ниже два кармашка, в которых лежат карточки.

В левом кармашке карточки с устаревшими словами, а в правом – со словами использованными в переносном значении.

Ко всем словам на карточках даны небольшие пояснения.

Ну а по контуру задней стороны планшета мы разместили открывашки. На каждой сверху написано существительное из книжки. Всего их 32 штуки.

Если открывашки открыть, то внутри увидим имена прилагательные, составляющие пары с существительными написанными сверху.

Вот наш готовый планшет на видео.

Шаблоны для изготовления такого же планшета к проекту «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина» для 4 класса начальной школы вы найдете в нашем магазинчике.

Для любителей электронного творчества мы также подготовили шаблоны презентации. Про неё читайте ниже.

Презентация

Планшет, конечно, требует к себе внимания, времени. Его нужно вырезать, клеить, заполнять. Поэтому многие предпочитают выполнять проекты в виде компьютерной презентации. Тоже вариант, тем более, что школа этого не запрещает.

Посмотрите, какая презентация получилась у нас.

Презентация демонстрация Сказка о рыбаке и рыбке автор: Евгения

Красиво, правда? Для того, чтобы и ваш школьник смог удивить своей презентацией по русскому языку учителя и одноклассников, мы подготовили шаблоны, с помощью которых в самой обычной, стандартной программе Microsoft PowerPoint, вы сможете создать свое проектное чудо.

Узнать больше о том, что из себя представляют эти шаблоны, вы можете в нашем магазинчике.

На сегодня все. Надеемся, статья была полезной для вас и предлагаем выразить свое мнение в комментариях.

Всего вам доброго! До новых встреч!

Ваша ШколаЛа.

👉 Ответы к странице 28. Русский язык 4 класс учебник 2 часть. Авторы: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий.

Наши проекты

Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина

Прочитайте сказку. Какие имена прилагательные использовал А. С. Пушкин в «Сказке о рыбаке и рыбке»? Какие имена прилагательные в ней чаще встречаются? Почему?


Ответ:

А. С. Пушкин в «Сказке о рыбаке и рыбке» использовал следующие имена прилагательные: синее, золотая, ветхая, морскою, непростая, человечьим, дорогой, великое, новое, сварливая, кирпичною, беленою, дубовыми, тесовыми, черной, столбовою, дорогой, собольей, парчовая, красные, усердные, другая, целое, вольною, царские, заморские, печатным, грозная, сердитые, проклятою, разбитое.

Чаще всего в сказке встречаются прилагательные синее и золотая, потому что они относятся к описанию моря и рыбки.

Упражнение 1

Прочитайте сказку ещё раз. А теперь назовите имена существительные, которые употреблены в сказке вместе с именами прилагательными. Возможно, к одному имени существительному вы найдёте несколько имён прилагательных.


Ответ:

Синего моря, ветхой землянке, травой морскою, непростою рыбкой, рыбкой золотою, голосом человечьим, дорогой откуп, ласковое слово, великое чудо, рыбку не простую, дорогою ценою, новое корыто, сварливая баба, кирпичною трубою, беленою трубою, дубовыми воротами, тесовыми воротами, черной крестьянкой, столбовою дворянкой, высокий терем, дорогой душегрейке, собольей душегрейке, парчовая кичка, золотые перстни, красные сапожки, усердные слуги, другая неделя, вольною царицей, целое царство, царские палаты, заморские вины, пряником печатным, грозная стража, старый невежа, владычицей морскою, черная буря, сердитые волны, проклятою бабой, глубокое море, разбитое корыто.

Упражнение 2

Прочитайте. Подберите к каждому имени существительному подходящее по смыслу имя прилагательное из сказки. Запишите составленные словосочетания.


Ответ:

Синее море, ветхая землянка, морская трава, золотая рыбка, человеческий голос, великий откуп, ласковое слово, великое чудо, разбитое корыто, сваривая баба, кирпичная труба, дубовые вороты, черная крестьянка, столбовая дворянка, высокий терем, соболья душегрейка, парчовая кичка, золотые перстни, красные сапожки, усердные слуги, вольная царица, целое царство, каменные палаты, заморские вины, печатный пряник, грозная стража, старый невежа, морская владычица, черная буря, сердитые волны.

 

Составьте и запишите предложение с любым из записанных словосочетаний. Нарисуйте иллюстрацию к этому предложению.


Ответ:

Ответ по Русскому языку 4 класс учебник Канакина 2 часть страница 28 упражнение 2

 

Так и сидела старуха у разбитого корыта.

 

Какие имена прилагательные употреблены в переносном значении? К каким именам прилагательным можно подобрать синонимы? антонимы?


Ответ:

В переносном значении употреблены прилагательные: золотая рыбка, черная буря, сердитые волны.

Синонимы: синее — лазурное, ветхая – старая, великий – большой, ласковое – доброе, великое – большое, разбитое – расколотое, сварливая – склочная, черная – бедная, красные – алые, усердные – трудолюбивые, вольная – свободная, заморские – иностранные, печатный – штампованный, грозная – суровая, старый – пожилой, черная — сильная, сердитые – большие.

Антонимы: ветхая – новая, морская — речная, человеческий – звериный, великий – малый, ласковое – грубое, великое – малое, разбитое – целое, сварливая – покладистая, черная (бедная) – богатая, высокий – низкий, усердные – ленивые, вольная – невольная, целое – половинчатое, заморские — отечественные, печатный – самодельный, грозная – смирная, старый – молодой, черная (сильная) – слабая, сердитые – ласковые.

 

Подчеркните устаревшие слова — имена существительные, а также устаревшие формы множественного числа имён существительных.


Ответ:

Ответ по Русскому языку 4 класс учебник Канакина 2 часть страница 28 упражнение 2 (1)

  • Имена однажды в сказке
  • Имена на церковнославянском языке как пишется
  • Имена на английском языке как пишется с переводом
  • Имена мальчиков из рассказа бежин луг
  • Имена каких деятелей литературно художественной жизни россии начала века встречаются в рассказе